» Majik ak Astwonomi » В карнавале нет святости!

В карнавале нет святости!

 Время карнавала — время, чтобы отразить злые силы

Я видел это своими глазами в горном городке в Македонии. Представьте себе город с населением в несколько тысяч человек на склоне высокой горы. Старые каменные дома, деревянные заборы, лабиринт крутых и узких улочек, гирлянды перцев и табака, сохнущего на крыльцах. Несколько небольших православных церквей и большая площадь в центре, сюда со всех сторон стекаются переодетые люди — пестрая, танцующая толпа. Там неописуемая суета. Музыканты играют в разных местах площади. Вращается процессия из нескольких сотен танцоров, группа безжалостно грязных придатков в звериных масках крутит коровьими хвостами, обмакивая их в лужи и брызгая грязью на танцоров. Никто их за это не винит. Испачканный сажей «африканец» держит невесту за руку, рядом с ним танцует шаман в костюме длинных волос, покрытых бубенчиками. Рядом с ним на перекошенных каблуках спотыкается голый кокон в скудном меху и ажурных чулках Кокота и невеста с щетиной — все танцующие мужчины. Этот карнавал проходит каждый год в городке Вевчаны на юге Македонии в последний день года, который отмечается здесь — по православному календарю — 13 января, в день св. Василий. Любители карнавала — васильеры.

 Жених и невеста и презервативыНеизвестно, как долго в Вевчанах отмечают таким образом конец года, но исследователи старинных ритуалов утверждают, что уже несколько тысяч лет. В настоящее время карнавал во Влавке представляет собой смесь архаичных, языческих обрядов, церковной символики и современной поп-культуры.Помимо маскировки с использованием традиционных масок и костюмов, можно увидеть и юношей, одетых как известные из телевидения политики или… презервативы. Весь этот маскарад, однако, имеет глубокие ритуальные корни.Иванко, молодой мальчик, показывающий мне Вевчаны, поясняет: «Неделя от Рождества (в православии — 7 января) до завтра (14 января — иорданский праздник, память Крещения Христова) — некрещеная. время. Нечистые духи витают над нами. Мы называем их каракоджоулями, их нельзя допускать, понимаете? — повторяет он несколько раз. Начало января всегда было особым временем в традиционных культурах. Считалось, что это было время вне Божьего закона. Все злые силы тогда очень близко к земле.Использовались десятки магических процедур, чтобы отогнать зло и обеспечить благополучие и здоровье. Следы этих угощений постоянно присутствуют в карнавальном безумии василикаров Василикарские группы (а их в городе, наверное, несколько десятков) должны обойти все дома с пожеланиями хорошего урожая и богатства в новом году. У них есть весь день и вся ночь, чтобы сделать это. Хозяева уже ждут на пороге с бутылками вина и сливовицей, часто во время длинных рифмованных тостов на землю выливают несколько капель — для задабривания вредных духов. Каждая группа, пусть даже очень современная, должна иметь с собой «жениха и невесту» Мужчины, одетые как женихи, ведут себя очень развратно, если не сказать неприлично. Их жесты символизируют плодородие и урожай.

Мир перевернут Маскировка разврата иногда производит впечатление приступов безумия. В повседневной жизни спокойные мужчины предаются совершенно дикому поведению. Они валяются в грязи, размахивают мертвыми воронами, нагруженными на вилы, и цокают. Таковы правила карнавала, установленные законы приостанавливаются, все порядки переворачиваются. Мир переворачивается с ног на голову. Часто самые возвышенные вещи высмеиваются. Одна из вассилических групп инсценировала не что иное, как страсти Христовы: под крест был помещен длинноволосый юноша в терновом венце и белом одеянии, забрызганном красной краской. «Иисус» обращался к толпе, и после каждой фразы пение разражалось смехом. «Иисус» говорил, например, «Если хочешь достичь вершины, ты должен держаться дна», синоним мужской природы. Эти шутки никого не обидели. В толпе развеселившихся зрителей я даже увидел Попа с его семьей.И вспомнил карнавальные обычаи Средневековья — Праздник дураков, на котором истины христианской веры пародировались и высмеивались самими христианами.Карнавал в Вевчанах протекает как карнавалы в средние века и в эпоху Возрождения. «Постная война с карнавалом» Питера Брейгеля. Злые духи убегают от шума Во время карнавала разрешено все. Но так как это также время, когда демоны близко, вы должны быть начеку и пытаться сбить их с толку любой ценой. Вот и показывают злым духам сумасшедший, лживый мир, чтобы обмануть их.Той же цели служат карнавальные костюмы и маски. Ни одно из лиц вассилара не раскрыто. Все они замаскированы, скрыты, поэтому зло не может обнаружить их истинную природу или причинить им вред. Но самое главное средство отогнать недобрых духов – это вездесущий шум, в каждой группе есть свои музыканты. Громкие звуки огромных барабанов и пронзительный визг длинных труб и зурли отражаются от близлежащих вершин. Музыка никогда не останавливается. Кроме того, у каждой маскировки есть свисток, а это колокольчики и звоночки, некоторые молоточки, бубны, наконец — собственный голос.Отовсюду слышны громкие песнопения и крики. На каждом перекрёстке группы василикаров останавливаются и танцуют процессию. Но какой! С громкими ударами, глубокими приседаниями, прыжками на полметра вверх, запыхавшись, с болью в мышцах… Не жалейте себя — танцы тоже обладают силой прогонять призраков. И неслучайно они происходят на перекрестках дорог — как известно, это излюбленные места сбора нечистой силы.Все заканчивается на рассвете. Костюмы встречаются у родника, на вершине горы. Они моются и поп крестят воду. Это конец некрещеного времени. Изгнанные духи блуждают прочь от земли. Они не вернутся раньше, чем через год. Марта Коласинска 

  • В карнавале нет святости!